Официальный сайт Вашкинского муниципального округа

100 лет контрольно-ревизионным органам Минфина России

Годом создания контрольно-ревизионных органов считается 1923 год. Постановлением Всероссийского центрального исполнительного комитета и Совета народных комиссаров СССР от 23 октября 1923 года в составе Наркомата финансов СССР было создано Финансово-контрольное управление, основной деятельностью которого было проведение документальных проверок исполнения государственного бюджета. С этой даты начинается вековая история Контрольно-ревизионных органов Министерства финансов России.
100 лет контрольно-ревизионным органам Минфина России.

Учитывая то, что социалистическая реконструкция народного хозяйства 30-х годов провоцировала большие финансовые потоки, необходимо было обеспечить всесторонний контроль за расходованием бюджетных средств. С этой целью в 1933 году при Наркомате СССР для проведения обследований и ревизий были созданы финансово-бюджетные инспекции, которые просуществовали до 1937 года.

Важность контролирующих органов была очевидна. 9 мая 1938 года Совет народных комиссаров СССР утвердил Положение о Контрольно-ревизионном управлении Наркомфина СССР. Постепенно выстраивалась централизованная система контроля, формировались принципы работы, открывались курсы контролеров-ревизоров.

С началом Великой отечественной войны возросли расходы бюджета на военные нужды. Руководством страны была поставлена важная цель – не допускать снижения доходов в государственный бюджет СССР. Наркомфину СССР и Народному комиссариату Государственного контроля удалось невозможное: расходы бюджета за годы войны лишь незначительно превысили доходы. Органы контроля, численно сокращенные еще в начале войны, после ее окончания ощущали значительную нехватку кадров, профессиональных и материальных ресурсов.

Практически все дальнейшие преобразования, происходившие в 60-70 годы ХХ века, были методологическими. В 1974 году создан Методологический совет при Министерстве финансов СССР. Многие из разработанных участниками Методсовета инструкций прижились на очень длительное время, а некоторые - перешагнули рубеж распада Советского союза, оставшись актуальными в условиях перехода к рыночной экономике.

 Важным событием в деле финансового контроля стало постановление Совета Министров СССР от 2 апреля 1981 года «О мерах по улучшению контрольно-ревизионной работы в министерствах, ведомствах и других органах управления». На основании постановления рассматривались вопросы о состоянии ведомственного контроля, принимались меры к повышению эффективности и действенности проводимых ревизий и проверок, об улучшении работы по подбору и подготовке кадров для контрольно-ревизионных служб.

В 1998 году произошла реорганизация контрольно-ревизионных органов: был создан Департамент государственного финансового контроля и аудита, организованы контрольно-ревизионные управления Минфина России в субъектах РФ.

В 2004 году в рамках административной реформы на базе некоторых департаментов, выведенных из структуры Министерства финансов РФ, была сформирована Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор), которая исполняла функции по контролю и надзору в бюджетно-финансовой сфере.

Указом Президента Российской Федерации от 2 февраля 2016 года №41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере» была упразднена Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, а функция по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере передана Федеральному казначейству.

В 2019 году вступил в силу Федеральный закон №199-ФЗ, положениями которого было предусмотрено в том числе формирование федеральной системы стандартов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.

С 1 июля 2020 года вводится система федеральных стандартов осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, применяемых всеми органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля. На сегодняшний день существует семь федеральных стандартов, утвержденных постановлениями правительства Российской Федерации.

В 2022 году и по настоящее время на базе государственной интегрированной информационной системы «Электронный бюджет» разрабатывается цифровая платформа финансового контроля. Ведется работа по унификации порядка взаимодействия между ревизорами, распорядителями и получателями бюджетных средств, сделать его прозрачным и объективным, исключить неэффективные и устаревшие варианты коммуникации.

Подводя итог, хочется отметить, что за прошедшие годы в деятельности и структуре контрольно-ревизионных органов изменилось многое, но неизменным остается одно – большое значение финансового контроля в жизни общества.

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie